Меню

УПЦ КП автокефалию не получит

Желание украинской власти узаконить Киевский патриархат Украинской православной церкви вполне понятно и объяснимо как с религиозной, так и с политической точки зрения. Константинопольский Варволомей, с учетом московского гибридного давления, просто так не согласиться предоставить независимость. Но проблема в другом – автокефалия КП не означает исчезновения Московского Патриархата из жизни украинского общества. Варфоломей и Порошенко alter idea Дело далеко не в собственности. Загвоздка в том, что все национальные православные церкви получили автономии еще в период своего становления, когда церковная власть доминировала над властью светской, а буржуазного права, с его секуляризацией и отделением церкви от государства, не было даже в проекте. Киев на самом деле никогда не обладал автокефалией. В 988 году была учреждена Киевская метрополия Царградского патриархата, которая и просуществовала до своей ликвидации в 1686 году. Поэтому, когда Варволомей говорит, что необходимо «посоветоваться» с другими братскими церквями, он, по меньшей мере, лукавит. Мы ведь уже не в средние века живем. А его власти и полномочий вполне достаточно, чтобы предоставить право на автокефалию. И «братская» РПЦ МП здесь ни при чем. Просто в Стамбуле то ли не хотят ссориться с Кремлем, то ли Константинопольский патриархат включает геополитического «дурочка»: с современной мировой повестки проблему «православной солидарности» с российским политическим режимом никто не снимал. Стамбул будет тянуть резину как можно дольше, по крайней мере, до падения РПЦ вместе с российской государственностью. А этот процесс может длиться так же долго, как и закончится быстро. На сколько устойчив кремлевский режим и работоспособные российские политические институты, не пояснят даже всезнающие политологи и конституционалисты. Добавим еще один политико-правовой аспект. В 1686 году Москва упраздняет Киевский патриархат решением Синода РПЦ. И никто бедный Константинополь-Стамбул не спрашивает. Больше того, Константинополь соглашается с ликвидацией одной из своих метрополий без лишнего сопротивления, принимая реальность, как она есть. А в 1943 году возникает схожая ситуация, когда в разгар Второй мировой войны Сталин созывает съезд (!) священников и под курированием МГБ создает РПЦ МП. И эта церковь никакого отношения к дореволюционной (сейчас это Русская православная церковь в изгнании) организации не имеет. И снова Константинополь промолчал. Вообще, создается впечатление, что любые кремлевско-церковные манипуляции воспринимаются в современной Турции с завидной геополитической смиренностью и покаянием. И когда аналогичным образом в 1992 году в Украине была воссоздана УПЦ КП, оказалось… что это «незаконно» и вообще речь идет о «раскольниках». То есть получается, по Варфоломею, если какие-либо действия, вне церковного и гражданского права, предпринимают самозванцы из Москвы, то все в порядке и все по праву, а если те же самые действия исходят из Киева, то все украинские священнослужители автоматически попадают под действие «анафемы». Так в чем тогда разница между Москвой и Киевом? В праве Белокаменной насильственно «втюхивать» московский патриархат, как это произошло в 1996 году, с последующим отбором законной собственности? Как же без этого! А разница, наверное, в том, что само православие, как и Россия, продолжают жить в средневековье. Это в буржуазном обществе идентичность гражданская, соотносимая с тем, что Гегель в своей «Философии права» назвал Staatvolk, то есть «национальное государство». А в России все думают, что они не столько «русские», сколько «православные», свято чтящие тотем «святой Руси». Но как привязать Русь к Киеву, территориально не обладая Киевом? Тогда получается, что и не совсем православные, и не совсем русские, и вообще здесь ни при чем. Отсюда, кстати, и Новороссия, и Донбасс с Крымом, где крещение проходило. А что же будет, когда Киев получит автокефалию? Тогда неизбежно и политическое, и ментальное отделение Украины от московского имперского тела, а Кремль потеряет даже теоретическую возможность эксплуатировать «русскую» тему. Только вот грек Варфоломей, идентифицируя себя как «православный», не отрицает своего права оставаться «греком». Но отрицает право украинцев быть украинцами. А заодно соглашается играть в российские геополитические игры. Не божеское это дело. Наверное.
Добавил: Alter Idea Дата: 2018-05-17 Раздел: Блог-пост
в начало