Меню

Как выбирали Хана в эпоху Золотой Орды

В воскресенье состоятся выборы президента Российской Федерации. Как изменилась практика избрания верховного правителя со времен Золотой Орды? Профессор Высшей школы экономики, кандидат юридических наук Роман Почекаев винтервью «Реальному времени» рассказал о том, как выбирали ханов в Каракоруме, Сарае, Казани и Бахчисарае, что такое курултай и правда ли, что ордынская практика власти повлияла на российскую. Чингисхан alter idea

Курултай мог растянуться на недели и месяцы

— Была ли практика выборов распространена в древних тюркских обществах, Золотой Орде и государствах, которые возникли после ее распада? Да. Традиция выборов была распространена, начиная с эпохи древних тюрков, заканчивая поздними ханствами, включая Казанское ханство, Казахское ханство, среднеазиатские государства. Здесь вряд ли стоит искать демократическое начало в современном смысле. В первую очередь, выборы были связаны с проблемой престолонаследия. Поскольку были различные основания претендовать на трон, выборы являлись способом достичь политического компромисса, в рамках которого находили наиболее приемлемого кандидата, чтобы избежать смуты, усобицы и сохранить стабильность. Выборной должностью была только должность самого хана. А далее от его воли зависело, кто и какие должности будет занимать. – Насколько я понимаю, речь идет о курултае. Что из себя представляло это учреждение? Если покопаться в этимологии, сам термин «курултай» состоит из двух элементов: «хурал» съезд, совет и «той» пир. Это была долгая процедура, которая могла растянуться даже не на дни и недели, а на месяцы. Это была сразу и предвыборная кампания, и политические консультации, и сама процедура выборов с отводами и самоотводами кандидатов. Победивший кандидат должен был ритуально отказаться от предложенной ему чести, прежде, чем согласиться. Он должен был добиться того, чтобы его упрашивали занять трон, на который избрали. Это была кульминация. После нее начиналась завершающая часть курултая, которая заключалась в распределении наград и должностей уже новым правителем. — А можете назвать самые яркие предвыборные кампании того времени? Благодаря монгольской имперской историографии мы знаем о многих эпизодах. В «Истории завоевателя мира» Джувейни или в «Сборнике летописей» Рашид-ад-Дина довольно подробно описываются некоторые кампании. Наиболее удачной и мастерски проведенной была предвыборная кампания самого Чингисхана, когда его избирали ханом Монгольской империи. Там действительно соблюдались все необходимые процедуры. Было обеспечено представительство от всех племен и предложено несколько кандидатов. Кандидаты вполне цивилизованно брали самоотвод и указывали, что будущий Чингисхан является лучшим претендентом на трон — То есть результаты были предрешены заранее? Конечно же предварительные консультации были. Чтобы никаких неожиданностей в проведении этого ритуала не произошло. Тем не менее, были предложены кандидаты, которые, как и будущий Чингисхан, имели шансы на избрание, но все они отказались от власти. И сам Чингисхан неоднократно апеллировал к их решению говоря, что я вам предлагал занять трон, я отказывался от этой чести, но вы согласились признать мою власть. Подобное решение стало в его глазах основанием, чтобы потом наказывать непокорных вассалов, поскольку они в свое время добровольно и публично отказались от власти и согласились признавать его власть. Это кампания, проведенная по всем правилам. Есть и другой пример, связанный с многочисленными нарушениями. Это кампания по избранию внука Чингисхана Мунке в 1251 году. Там была ситуация совершенно другая, поскольку речь шла об избрании заранее предназначенного кандидата, и надо было постараться, чтобы не произошло сбоев и неожиданностей. У Мунке было не больше оснований претендовать на трон, чем у других претендентов и поэтому потребовалось предпринять ряд мер, которые обеспечили его первенство. Во-первых, там было совершенно незаконно проведено лишение потомков хана Угедэя права занимать трон. Их обвинили в том, что они беззаконно казнили нескольких потомков Чингисхана мужского и женского рода, что они нарушили якобы завещание Чингисхана, возведя Гуюка на престол. Вердикт о том, что весь род потомков Угедэя и Гуюка лишается прав на престол был вопиющим нарушением монгольского законодательства и политической традиции. Во-вторых, был нарушен порядок рассаживания участников курултая. Они должны были занять место в соответствии со своим рангом. На первых местах самые родовитые чингизиды, потом младшие родственники, потом ханские зятья, потом военачальники и родоплеменная знать. Однако во время этих выборов брат Батыя Берке, который занимался организацией процесса, посадил вперед нукеров, которые своими криками и шумом должны были обеспечить избрание нужного кандидата. — Напоминает земский собор 1606 года, где царя Василия Шуйского «выкрикнули». По сути да. Можно провести параллели с тем, что было на русских земских соборах, на съездах по избранию императора Священной Римской империи и польских сеймах. Традиция везде была похожая и нарушения примерно одинаковые. Итак, в результате был избран Мунке, легитимность которого подвергалась сомнению. Уже очень скоро против него возник заговор, который был подавлен. Только после этого его власть окончательно укрепилась.

Большинством голосов еще не выбирали, но конкуренция была реальной

— По каким критериям выбирали подходит человек на трон или нет? Исследователи называют несколько оснований, чтобы можно было выдвинуть на курултае того или иного представителя правящего рода Чингисхана. Это мог быть самый старший в роду. Это основной политический компромисс, чтобы выбрать самого старшего и самого уважаемого главу рода чингизидов. Следующее основание выбрать самого удачливого военачальника. Третий вариант выбрать самого успешного правителя, который может управлять своим улусом, а значит сможет управлять всем государство. Еще одно основание, которое пару раз упоминается в источниках: выбирать наилучшего знатока законов Чингисхана. Тот, кто мог произнести больше нравоучительных и правовых изречений Чингисхана на память, тот имел преимущество перед другими претендентами. Наконец, если предыдущий хан перед смертью указывал, что в качестве его преемника следует избрать такого-то царевича. Однако даже политическое завещание было только одним из равнозначных оснований и не давало кандидату решающих преимуществ. Выборы проводились совершенно реально и легально. — Как была организована сама процедура голосования? Большинством голосов или иначе? У нас нет никакого нормативного акта, который бы регламентировал эту процедуру. Но если опираться на указания источников, то, скорее всего, все происходило следующим образом. Назывался кандидат и участники курултая обсуждали его приемлемость или неприемлемость. Допустим, инициативный участник назвал какого-то царевича, а другие говорили: «Нет, он болен. Он не может быть ханом». Называли другую кандидатуру. В ответ: «Нет. Он слишком молод». Называли третью кандидатуру. И, наконец, положительный ответ: «Да. Он нам подходит. Он хороший военачальник, проявил себя как опытный правитель, и мы его уважаем, ценим, и выберем в ханы». Выбора большинством голосов, скорее всего, не было. Было выражение согласия и отсутствие несогласия большинства в отношении кандидата. Выбирали наиболее подходящего кандидата путем консультаций, путем переговоров, путем соглашений между различными группировками и так далее. Александр Невский alter idea

Женщины из рода Чингисхана в курултае участвовали, простые подданные нет

— Кто мог быть избирателем на курултае? Состав курултая достаточно хорошо известен по источникам. Курултаи сначала проводились в Монгольской империи, а потом в возникших на ее основе государствах, но список участников везде был примерно одинаков. Это все представители рода Чингисхана, причем, как по мужской линии, так и по женской: ханские дочери и сестры, со своими мужьями ханским зятьями. Это представители родоплеменной знати: беки, нойоны и т.д. Крупные военачальники до тысячников включительно. Иногда присутствовали правители вассальных государств, но об их активной роли в курултае и в избрании хана источники ничего не сообщают. Они должны были присутствовать, должны были убедиться, что новый хан избран и получить из его рук инвеституру. — А кто из русских князей присутствовал там? Если говорить о Монгольской империи, то был первый великий князь всея Руси Ярослав Всеволодович отец Александра Невского. Сам Александр Невский со своим братом Андреем был на курултае после смерти хана Гуюка, когда было междуцарствие и империей правила вдова Гуюка Огул-Гаймыш. По источникам присутствие русских князей на курултаях было нечастым. Но обязательно были иностранные послы. В частности, Иоанн Плано Карпини, был на курултае, где избрали Гуюка и сообщал, что там присутствовали русские князья, представители вассальных государств Кавказа и султаны сельджукского султаната. В дальнейшем с вассальными правителями взаимодействовали отдельные улусы. С кавказскими правителями и сельджукскими султанами ильханы Ирана, с русскими князьями ханы Золотой Орды. – Вы назвали в числе участников курултаев высшую знать. А простые подданные, оседлые горожане или кочевники, могли повлиять на выбор хана? – Учитывая сословный характер не только Монгольской империи и Золотой Орды, но и всех средневековых обществ, подавляющее большинство населения в выборах задействовано не было. Низшие слои общества в это время рассматриваются как налогоплательщики, но не как участники политики. Так было на русских земских соборах и на других представительных органах.

Даже назначение из Стамбула требовалось подтвердить курултаем

— Мы подробно рассмотрели, как выборы ханов проходили в период Монгольской империи. А как эта система менялась в Золотой Орде и ханствах, которые образовались после ее распада? — Здесь мы можем наблюдать очень интересное сочетание изменений в политическом устройстве и сохранения консервативных традиций тюрко-монгольских обществ. Со временем порядок престолонаследия укреплялся, некоторые правители стали назначать преемниками своих сыновей. Самый яркий пример — это передача власти в роду хана Узбека. Сначала власть перешла от Узбека к его сыновьям, в частности к Джанибеку, а потом Джанибек передал ее Бердибеку. С одной стороны, это было нарушением прежней традиции. Потому что ханская власть теперь стала сильнее, ислам стал государственной религией и тоже оказывал поддержку власти. Де-факто власть переходила по наследству. Но с другой стороны, каждый последующий правитель должен был хотя бы формально быть утвержденным на курултае. Ритуал избрания сохранялся, хотя выборы становились безальтернативными. Курултаи проводились на протяжении всего существования Золотой Орды, а затем в постордынских государствах. Время от времени они были формальностью, когда избирался единственный кандидат. В некоторых случаях это был выбор из разных претендентов. Фактически фикцией курултай стал в Крымском ханстве XVI—XVII веков, где ханы назначались сюзеренами — османскими султанами. Тем не менее чтобы хан законно вступил на престол и начал осуществлять власть, в Крыму все равно считалось необходимым провести ритуал избрания. Так крымская знать показывала, что признает этого назначенца турецких султанов в качестве законного правителя.

Государственные перевороты и ханы не из ханского рода

— Как уживались выборы и государственные перевороты, к которым довольно часто прибегали для смены верховного правителя? Вообще, кто-нибудь считал, сколько ханов пришло к власти легальным путем, а сколько путем переворота? — Специальных статистических исследований, насколько я знаю, не проводилось. Но думаю, что не ошибусь, если скажу, что не меньше трети ханов пришло к власти или было лишено ее насильственным путем. В определенные периоды и того больше. И курултай часто являлся дополнительным способом придания законности правлению хана, пришедшего к власти путем переворота. Но у этого пути есть нюансы. Во-первых, разные политические силы могли провести несколько альтернативных курултаев и одновременно избрать своих ханов. Это означало гражданскую войну, победитель в которой становился законным правителем всего государства. Самый ранний пример. После смерти хана Мунке два его брата Хубилай в Китае и Ариг-Буга в Монголии на курултаях были провозглашены императорами Монгольской империи. Подобные ситуации возникали и в последующем. Можно вспомнить Золотую Орду эпохи великой замятни в 1360—1370-е годы. Там тоже одновременно пять-шесть кандидатов на трон могли провозглашаться ханами. В ряде случаев курултай был способом придания законности правлению «задним числом». Кто-то мог незаконно захватить власть, а потом провести курултай, на котором его формально избирали ханом. Есть примеры, когда таким образом вступали на престол даже не потомки Чингисхана. В Монголии XV века был ойратский правитель Эсэн-тайши. Он был потомком Чингисхана по женской линии, один из его прадедов был женат на представительнице рода Чингисхана. Никакой другой чингизидской крови у него не было! Но в силу того, что он был самым влиятельным, самым могущественным монгольским феодалом, он провозгласил себя ханом, убив нескольких чингизидов, и провел курултай, где за ним признали ханский титул. Или другой пример. Середина XVIII века. Представитель узбекской династии мангытов в Бухарском ханстве Мухаммад Рахимбий также сверг и убил нескольких потомков Чингисхана, после чего провозгласил ханом себя самого. Он не был чингизидом даже по женской линии. Но провели курултай, и он был признан ханом. Когда мы обсуждали это с коллегами, один современный исследователь заметил, ведь, по сути, получается, что на курултае этого узурпатора признали чингизидом. Хотя ни «капли крови» в нем не текло. — Интересно, почему таким же образом не заполучили ханский титул ордынские диктаторы Мамай и Едигей? — Мне представляется, что они хорошо учитывали ситуацию. Наверно в XIV—XV веках авторитет рода Чингисхана, как единственных претендентов на верховную власть, был достаточно высок. В случае претензии на трон со стороны нечингизида, против него могли ополчиться все политические силы. Даже смертельные враги могли объединиться между собой, чтобы расправиться с таким узурпатором. Но это стало возможно в условиях падения авторитета рода Чингизидов и его вырождения. Когда Эсэн-тайши провозгласил себя ханом, потомков Чингисхана в Монголии не осталось. Было несколько сомнительных претендентов на трон, но он на их фоне выглядел не менее законным кандидатом, да еще и более сильным. За XVIII век в истории Средней Азии потомки Чингисхана зарекомендовали себя как крайне неэффективные правители. Поэтому в XVIII — начале XIX веков на троны Бухарского эмирата, Хивинского ханства и Кокандского ханства выступают представители местных узбекских династий, которые принимают ханские титулы. Хотя потомки Чингисхана были в этих государствах и в соседнем Казахстане, находившемся под российским управлением, местное население склонялось к более эффективным и энергичным местным правителям и выбирало их на курултае.

Чем Чингизиды отличались от Рюриковичей

— Можно ли сравнивать статус рода Чингисхана в тюркских государствах со статусом рода Рюрика на Руси? — Сравнить можно, но все-таки статус разный в силу особенностей политического развития русского государства и тюрко-монгольских государств. У Чингизидов было тотальное и всеохватное право претендовать на любой трон на всем протяжении распавшейся Монгольской империи. Насколько я знаю, на Руси такого не было. Хотя в период раздробленности в домонгольскую эпоху могло быть, что представитель черниговской княжеской династии претендует на киевский или даже галицко-волынский престол, это было связано с кризисом власти, когда местная династия иссякла и создается новая. А вот в монгольском мире считалось так, что представитель рода Чингисхана по прямой мужской линии мог провозгласить себя ханом, при условии, что он будет избран на курултае. Казахские султаны — потомки ханов Золотой Орды, могли быть ханами в Хиве, а это уже Чагатайский улус, или в Восточном Туркестане, в Кашгарии, а это тоже восточная часть Чагатайского улуса. Казахский хан Абулхаир претендовал на власть над башкирами, то есть почти над Поволжьем. Представитель одного государства видел себя претендентом на троны на всем пространстве этой распавшейся Золотой Орды. Главное условие, что местная элита должна его призвать, избрать и признать. Ханы как раз добивались того, чтобы эта процедура избрания выборов официально соблюдалась. В глазах подданных это был яркий символ легитимности власти, законности претензий на престол.

«Курултай мог возвести на престол и курултай мог лишить престола»

— С выборами вроде бы разобрались. Как выглядела церемония возведения избранного хана на престол? — По этому вопросу нет единого мнения среди исследователей. Есть две церемонии интронизации. Одна монгольская, которая известна по источникам XIII—XIV веков. Другая уже тюркская, которая получила очень большое развитие в большинстве государств постмонгольского мира. Монгольская церемония заключалась в том, что хана брали за руки и за пояс несколько наиболее авторитетных членов рода Чингисхана, и вот так «под белы рученьки» сажали на трон. Гораздо более известна тюркская церемония поднятия на белом войлоке. Видимо, она показалась наиболее приемлемой и в глазах преобладающего тюркского населения выглядела наиболее яркой и наиболее легитимной. Представители знати растягивали огромный белый войлок, на котором поднимали избранного правителя. После этого он уже приобретал официальный статус, мог давать распоряжения, распределять чины и улусы. — Очевидно, что никакой присяги хан не должен был приносить. Но ведь кроме прав и полномочий у него наверняка были обязанности? — Скажем так, были ограничения власти. Считать потомков Чингисхана абсолютными монархами нет никаких оснований. Они ограничивались в правах и законодательством Монгольской империи, иногда указами и распоряжениями своих предшественников, а иногда и своими собственными указами. Один из моих любимых примеров в пользу того, что хан был связан собственным волеизъявлением, довольно известен. Это спор за великое княжение между московским великим князем Василием Васильевичем (будущим Темным) и его дядей Юрием Звенигородским. Они в 1433 приехали на суд к хану Улу-Мухаммеду и приводили разные доводы в пользу того, кто достоин трона. Победил Василий, представитель которого заявил, что хан несколькими годами ранее признал его права на княжение своим ярлыком. И хотя хану больше нравился Юрий Звенигородский, тем не менее он не изменил ранее изданный указ. Также хан не мог позволить бесконтрольные расправы над своими родственниками, перетасовку улусов и прочие подобные действия. Потому что как хана могли избрать на курултае, так могли и сместить. И такое несколько раз случалось на протяжении XIV века. Со слов арабского путешественника ибн Баттуты известно про среднеазиатского хана Тармаширина, что прошел курултай, на котором хан был официально объявлен низложенным. — Получается, что процедура импичмента была известна уже тогда. — Это не импичмент, а лишение власти в том же порядке, в каком хан этой властью был наделен. Курултай мог возвести на престол и курултай мог лишить престола. Это тоже позволяет провести параллели с русскими земскими соборами. Вы упоминали Василия Шуйского, который был возведен на престол на не очень законном земском соборе. На таком же не очень законном соборе его и лишили власти. Но порядок был соблюден.

Русские цари не считали себя преемниками Золотой Орды

— Можно ли говорить об ордынском влиянии на политические институты и традиции России? Об этом часто говорят евразийцы в положительном смысле, а сторонники европейского пути — в отрицательном. Как на это смотрят специалисты по этой теме? — Мне кажется, что абсолютизировать влияние золотоордынских политических традиций на развитие русского государства неправильно, как и абсолютизировать исключительно западное влияние. Поскольку Россия — государство евразийское, оно было открыто веяниям из самых разных регионов. Если взять систему избрания правителей на земских соборах, то можно увидеть параллели и с тюрко-монгольскими курултаями, и с польским сеймами и со съездами немецкой знати по избранию императора. Может, даже и влияния не было. Просто, достигая определенного уровня политического правового развития, каждое общество формирует аналогичные политические институты. В условиях кризиса власти избрание правителя на представительных собраниях является проверенным способом выработки политического компромисса. — Со временем значительная часть тюркских народов бывшей Золотой Орды вошла в состав России. Перенесли ли они на русского царя то отношение, которое сложилось к ханам из рода Чингисхана? — Этот вопрос неоднократно и подробно рассматривался исследователями. Если кратко резюмировать, то для того, чтобы подчеркнуть законность власти московских царей, предлагались разные обоснования легитимности. Во-первых, самими российскими властями, во-вторых, местным населением. Местное население склонно было видеть в московских царях преемников ханов из рода Чингисхана. Иногда представители регионов, которые признали власть московских царей, обращались к Ивану Грозному как к чингизиду, как это делали ногайцы. Но самим московским правителям, ни Ивану III, ни Ивану IV, это было совершенно не нужно. Они не поддерживали данную традицию и строили свою идеологию на том, что благодаря Божией воле и помощи, благодаря собственной силе сумели присоединить эти государства. Преемниками золотоордынских ханов в династическом отношении московские правители себя не видели, но старались соблюдать местные традиции. Как известно, после присоединения Казани, Астрахани и Сибири русские цари приняли титул царей казанских, астраханских и сибирских. В течение какого-то времени эти территории находились как бы в состоянии личной унии с Московским государством. Московский царь одновременно правил в нескольких государствах, но они не были неотъемлемой частью именно Московского государства. Была довольно сложная политическая система, которая на сегодняшний день изучена недостаточно хорошо. Поэтому есть хорошие перспективы для исследования истории этих государств на протяжении XVI—XVII веков. — Корректно ли выводить истоки современной политической культуры тюркских государств из средневековых курултаев? — Действительно, есть очень большой соблазн обнаружить истоки демократических процедур в древней истории своего народа. Показать, что когда-то в раннем средневековье мы практиковали избирательную систему, похожую на современную. Но я считаю, что здесь мы имеем дело больше с исторической памятью. В условиях глобализации и сближения политических систем всего мира демократические институты опираются на западную традицию выборов. А традиции курултаев, сеймов и земских соборов — это предмет для изучения историков, но не современных политиков. Хотя позицию того или иного кандидата может украсить утверждение, что в давние времена наши предшественники тоже выбирались среди кандидатов, имеющих равные возможности для занятия должности. Но надо помнить, что механизм тех выборов был совершенно иным. Источник
Добавил: Alter Idea Дата: 2018-03-21 Раздел: Культпросвет